Действительно ли H&M отправляет собранные вещи на переработку?

Эксперт экоустойчивой моды и журналист Ольга Джонстон-Антонова посетила завод по переработке одежды SOEX в г. Вольфен (Германия), куда H&M направляет собранные вещи, а также встретилась с директором по эко устойчивости H&M Паскалем Брюном и российским представителем H&M, чтобы пролить свет на ситуацию с переработкой. Приводим ниже основные тезисы по результатам пресс-тура.
Судьба одежды, которую собирает компания H&M в рамках программы Garment Collecting, с недавнего времени волнует российское эко сообщество и потребителей. Альтернатив для экологичной утилизации одежды в России сегодня недостаточно. Тем не менее важно понимать, насколько ответственно этим занимается H&M. Требование к прозрачности компании позволяет выстроить более доверительные отношения с покупателем и, как следствие, мотивирует бренды становиться более экологичными и открытыми.

«Завод SOEX - одно из самых ответственных предприятий по переработке текстиля в мире.»

Завод SOEX, куда по официальной информации H&M отправляет одежду и текстиль, собранные компанией I:Collect (дочерней компанией SOEX), расположен недалеко от Берлина, в городе Вольфен. SOEX насчитывает 8 дочерних предприятий и является одной из самых ответственных компаний по переработке одежды в мире.

На заводе учитывается воздействие на окружающую среду на протяжении всего цикла производства, включая экослед от транспортировки одежды. Из всего поступающего текстиля лишь 1% не подлежит переработке и идет на выработку энергии.

По словам Ольги, SOEX - компания прозрачная и открытая к коммуникациям. Более того, она заинтересована в развитии технологий по переработке и готова к созданию подобного предприятия в России.
Ольга Джонстон-Антонова, фото с пресс-тура

Переработка текстиля в цифрах

Сегодня SOEX - это бизнес по сбору и переработке текстиля, который сотрудничает с более, чем 60 брендами и перерабатывает до 115 000 тонн одежды и обуви в год.

Завод, который принимает одежду, в том числе из России, открылся в 1998 году. На территории размером с 13 футбольных полей трудится 750 человек. Наибольшее количество собранного утиля сюда поступает от немецкого Красного Креста.

На заводе перерабатывается 11 000 тонн одежды в год, отделяется 28 видов волокна (смешанного и несмешанного).

После сортировки:

57% одежды направляется на вторичное использование - REWARE - то есть то, что можно заново носить;
33% отправляется на переработку:
15% на добычу нового волокна;
14% - создание салфеток;
4% - производство других материалов (бумага, картон, пластик - от пакетов, в которых сдают одежду).
и 10% - мокрая одежда и текстиль, плечики и бытовые отходы, которые также направляются на вторичное использование или переработку в зависимости от состояния.
Ольга Джонстон-Антонова, фото с пресс-тура

Как работает сбор одежды H&M в России

По словам представителей I:Collect магазины H&M в России собирают больше одежды по сравнению с другими странами. H&M принимает одежду любых брендов и домашний текстиль (простыни, полотенца и т.д.) в любом состоянии, кроме обуви. Из точек продаж вещи направляются на склад в Подмосковье.

H&M учитывает экослед от транспортировки одежды по России в рамках циклической модели и тщательно следит за тем, чтобы положительный эффект от сбора одежды превышал экологические потери. Помимо этого, компания периодически проводит незапланированные аудиты склада.

После сбора H&M продает одежду дочерней компании SOEX - I:Collect, которая перевозит ее через свободную таможенную зону на завод в Германии. Небольшой процент одежды остается для тестирования технологий по переработке, которые планируется в будущем внедрять в России.
Ольга Джонстон-Антонова, фото с пресс-тура

Зарабатывает ли H&M на сборе одежды?

2 цента с каждого килограмма проданных вещей идут на благотворительность. С начала работы программы по сбору одежды в 2013 году было собрано 7000 тонн одежды. На сегодняшний день с их продажи H&M было перечислено 140 000 евро в Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера».

Остальные средства направляются в фонд H&M Foundation: 50% из которых идут на исследования и разработку технологий разделения тканей (например, отделение хлопка от полиэстера), а 50% - на социальные инновации: улучшение условий и оплаты труда работников на швейных производствах в странах третьего мира.

Пришло время прозрачности в модной индустрии

Требование прозрачности от брендов сегодня становится новой необходимой реальностью. И, как показывает пример с H&M, это может мотивировать компании перестраиваться в соответствии с запросом общества: внедрять инициативы по снижению негативного воздействия на окружающую среду, инвестировать в экологические и социальные инновации и т.д.

Но, нeсмотря на открытость и готовность к диалогу представителей I:Collect и H&M, в реальности часто возникают двоякие ситуации, которые приводят к сомнениям и недоверию. Например, визит активистов из России на перерабатывающий завод в 2019 году, результаты которого опубликованы на сайте движения «Раздельный сбор». В итоге этой поездки активисты не получили подтверждения того, что вещи из России действительно поступают на завод.

Наша задача, как осознанного сообщества, продолжать выстраивать конструктивный диалог с H&M и другими брендами, мотивируя их быть прозрачнее.


Движение Fashion Revolution, призывающее бренды к прозрачности
Мы все обращаем внимание на гигантов масс-маркетa, таких, как H&M. Но в России помимо них представлено множество брендов, которые ничего не знают о прозрачности и рады тому, что пока остаются незамеченными. Ответственность этих компаний также, если не в большей степени, требует внимания эко-сообщества и потребителей.
Источник: Ольга Джонстон-Антонова
Итоги пресс-тура прослушала и записала: Катрин Грин

Статьи из раздела